Украинский рынок вендинга.

Главным фактором, тормозившим развитие в Украине вендингового бизнеса, являлась неустойчивость денежной системы. Возрождение вендингового рынка началось лишь с введением гривны.В 1997 г. на рынке вендинга появились первые дистрибьюторы, продающие в основном иностранные торговые б/у-автоматы. И если поначалу это были самые разнообразные машины — от вендоров, продающих жевательную резинку, до газетных автоматов, то вскоре выяснилось, что наиболее прибыльными являются кофейные аппараты.

Оживлению на рынке немало поспособствовал приход двух крупных кофейных гигантов — Kraft Foods Ukraine и Nestle, которые обеспечивают львиную долю оборота украинского рынка вендинга и по сегодняшний день. При этом схемы работы двух компаний кардинально отличаются: если Nestle, специализирующаяся на растворимом кофе, закупает вендинговое оборудование у иностранных поставщиков и затем сдает его в аренду украинским операторам, то Kraft Foods Ukraine, предлагая потребителям натуральный кофе, предоставляет право закупки оборудования самим предпринимателям. В результате такой политики Nestle занимает около 70% рынка, имея в своем распоряжении около 2,5 тыс. вендинговых автоматов.

По оценкам специалистов, сегодня в Украине приблизительно 4,5-5 тыс. штук вендинговых автоматов. Из них собственно торговых автоматов, снабженных монетоприемниками, не более 2 тыс., остальные — без таковых, называемые еще автоматами для офисов и “фаст-фудов”. Около 2,5 тыс. торговых агрегатов — кофе-автоматы. И лишь немногим более 400 — автоматы по продаже прохладительных напитков. Доля машин по продаже снеков (батончиков, чипсов, бутербродов и т.п.) крайне мала, наверное, не более сотни.На конец 2004 года совокупный объем продаж продуктов питания через них составлял $7,5-8,5 млн, включая продажу снэков и прохладительных напитков.

На сегодняшний день эта цифра значительно выше. Объемы украинского вендинга составляют 0,5% потенциального рынка (кофейный сегмент — 5-10%). Таким образом, потенциал для развития огромен.Оборот вендингового бизнеса в Украине обеспечивают, в основном, горячие напитки (кофе, чай). Средний по Украине выторг одного кофейно-чайного автомата за день — в среднем $15.В городах-миллионниках, таких как Киев, Одесса, Харьков, Днепропетровск, вендинговый бизнес развивается очень активно. Более того, все чаще можно услышать, что вендинг — это хороший вид малого бизнеса: со стабильной прибылью, понятной схемой работы и поступления денег, с небольшими стартовыми вложениями и т.п. Плюс — находящийся в преддверии кумулятивного роста, т.е. завтра в многократном выигрыше окажутся те, кто начал этот бизнес сегодня.